Было обнаружено, что большое количество событий и условий, происходящих в детстве и юности, способствуют развитию творческого потенциала, который позже реализуется во взрослой жизни (Simonton, 2021). Тем не менее, значительная часть этих обстоятельств может быть отнесена к одной категории, а именно “разнообразящий опыт, который помогает ослабить ограничения, налагаемые традиционной социализацией” (Simonton, 2000, стр. 153). Эти переживания влекут за собой “крайне необычные и неожиданные события или ситуации, которые выталкивают людей за пределы ”нормальности"" (Дамиан и Симонтон, 2015, стр. 625; курсив удален). поделки
Для иллюстрации: “высоко творческие личности происходят из нетрадиционного окружения (например, культурные или религиозные меньшинства, болезненные наклонности, раннее сиротство или финансовые проблемы), имели нетрадиционный опыт обучения (например, учеба за границей, множество наставников, запоем чтение и разнообразные хобби) и имели более заметную склонность к психопатологии ([в детстве и юности]”; Дамиан и Симонтон, 2014, с. 389). Должно быть ясно, что такой опыт, вероятно, повысит способность человека генерировать оригинальные и неожиданные комбинации, хотя и не обязательно улучшит способность к созданию полезных комбинаций. Как следствие, разнообразие опыта должно оказаться особенно важным для развития творческих личностей, и это действительно так (Дамиан и Симонтон, 2014). В качестве яркого примера можно привести тот факт, что 30% нобелевских лауреатов по литературе “потеряли по крайней мере одного родителя в результате смерти или дезертирства или пережили банкротство или обнищание отца”, тогда как у нобелевских лауреатов по физике “, похоже, жизнь на удивление не богата событиями” (Berry, 1981, стр. 387). Легко представить, какой разнообразный травматический опыт в детстве и юности мог бы внести непосредственный вклад в роман или стихотворение, но трудно представить, как одни и те же события могли бы улучшить теорию или эксперимент в физических науках.
Естественно, этот последний пункт напрямую связан с ранее отмеченным контрастом между научным и художественным творчеством в отношении степени, в которой комбинации и продукты строго специфичны для конкретной предметной области. Ту же специфику предметной области можно увидеть в различном воздействии формального образования (Simonton, 2021). С одной стороны, научное творчество, скорее всего, проявляется у тех людей, которые были отличными студентами по естественным специальностям и получили ученые степени в первоклассных университетах (например, Чемберс, 1964; Цукерман, 1977; Сигал и др., 1980; Симонтон, 1992). Тщательная подготовка особенно заметна в естественных науках, таких как физика, химия и биология. С другой стороны, художественное творчество, скорее всего, проявляется у тех людей, которые продемонстрировали гораздо меньшую научную компетентность и которые реже получали более высокие степени в своих областях (например, Раскин, 1936; Симонтон, 1986). Действительно, выдающиеся поэты с наименьшей вероятностью получат какую-либо специализированную подготовку, помимо простого обучения чтению и письму.